Конструирование занятий с использованием Информационных Технологий.

Конструирование занятий с использованием

Информационных Технологий.

 

Если рассматривать занятие как социальный заказ общества, то сегодня мы вышли на уровень, когда компьютерная грамотность выпускника должна быть достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере в качестве пользователя. Это потребность, продиктованная временем, уровнем развития экономики и нравственными ценностями общества. Прошло время, когда можно было сообщать знания. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Педагог выступает как организатор процесса обучения, руководитель самодеятельности обучающихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку. Необходимо переосмыслить место и роль информации, что ведет к переосмыслению содержания образования. Ожидать всплеска повышения качества образования в стране по мере ее интернетизации не следует, однако не использовать новые технологии в образовании тоже неразумно.

Каждый ребенок имеет свой любимый предмет, который должен помочь в открытии возможностей использования современных компьютерных технологий. Сегодня можно говорить уже о том, что Интернет-технологии являются частью общей информационной культуры педагога и обучающихся.

Информационное образовательное пространство пока только начинает наполняться. Для того чтобы избежать бессистемности и некомпетентности необходимо, чтобы педагоги с многолетним опытом работы вносили свой вклад в заполнение этого информационного ресурса. Появление Интернет как еще одного мощного инструмента в образовании стимулирует желание ребят учиться, расширяет зону индивидуальной активности каждого ученика, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного занятия.

Именно с этой позиции можно рассмотреть и проанализировать этапы занятия. Современное занятие в идеале не должно быть ограничено предметом и педагогом. Хорошо, когда оно является Событием в цепочке познания, или точнее, исследования детьми окружающего мира. Событие, которое должно приблизить ребенка к пониманию современности, осознанию целостности мира. Ударения в функциях современного занятия можно расставить следующим образом: вооружение обучающихся глубокими и осознанными знаниями; обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями; формирование прочных мотивов обучения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности и т.д.

 

Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Но нужно не забывать, что, какими бы свойствами, ни обладало, то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности обучающихся, обусловленные определёнными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.

Именно поэтому, готовясь к очередному занятию, планируя цепочку занятий, педагогу важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Если иметь в виду Интернет, то также, прежде всего, важно определиться, для каких целей мы собираемся использовать его возможности и ресурсы.

Например:

― для включения материалов сети в содержание занятия (интегрировать их в программу обучения);

― для самостоятельного поиска информации обучающимися в рамках работы над проектом;

― для самостоятельного изучения, ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках;

― для самостоятельной подготовки к сдаче квалифицированного экзамена экстерном;

Вполне очевидно, разные задачи, объединенные, однако, единой целью обучения – формированием коммуникативной компетенции. Исходя из специфики предмета, зная дидактические свойства и функции сети Интернет, её возможности и ресурсы, мы можем определить, для решения каких дидактических задач могут использоваться те или иные услуги и ресурсы в сети. Только после этого можно определяться с методикой их  применения на занятие или во внеурочное время, в очной или дистанционной формах обучения.

  Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на занятии:

― совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных педагогом или кем-то из учащихся материалов сети;

― совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

― пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

― формировать устойчивую мотивацию деятельности обучающихся на занятии на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждение не только вопросов к занятиям, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.

        Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Педагог может поискать различную, подчас даже противоречивую информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы обучающимся в малых группах, педагог может поставить задачу – отобрать подходящую для обсуждаемой проблемы информацию, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо, напротив, оспорить её, разумеется, аргументировано, для чего также необходимы факты, информация. Причем каждой группе, работающей над своей проблемой, можно предложить соответствующий материал по проблеме обсуждения. Его может подбирать педагог с помощью некоторых учеников. Поиск нужной информации приводит участников проекта в виртуальные библиотеки, базы данных, виртуальные кафе и музеи, на различные информационные и образовательные серверы. Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает его участников к возможностям электронной почты, телеконференций, чат технологий (IRC). Необходимость подготовки совместного продукта того или иного проекта, представляемого каждым участником в своей аудитории  или на специально созданных для этой цели Web-страницах сети Интернет, требует обращения к текстовым, графическим редакторам, применению различных программ (PowerPoint, Excel и т.д.), позволяющих использовать графику, анимацию, т.е. мультимедийные средства. Таким образом, проект становиться междисциплинарным.

Типы занятий с использованием компьютера:

Условно занятия с использованием компьютера можно разделить на группы: «занятия–презентации», «исследовательские занятия», «виртуальные экскурсии», проектные.

Занятия-презентации

Педагог в программе Power Point создает презентацию своего занятия. Тема занятия представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса, что дает возможность обучающимся в течение лекции педагога сконцентрировать на них внимание. Учебный материал педагога сопровождается видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют педагогу создать на занятии атмосферу изучаемой темы. Это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. На таких занятиях есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, вывешивать карто-схемы и т.д., поэтому занятия отличаются высокой организованностью, слаженностью.

Созданные в электронном виде занятия могут быть использованы другими педагогами и при необходимости легко корректируются.

Занятия - исследования.

Неограниченные возможности компьютер открывает для исследовательской работы.

Интересны занятия, на которых дети самостоятельно ведут поиск, отбирают материал по заданию педагога. На этих занятих используются ресурсы Интернет, МЕДИАТЕК. Использование Интернет - ресурсов позволило нашим учащимся самостоятельно работать с различными документами. Материал, собранный в медиатеке позволяет учащимся самим стать историками, математиками, аналитиками, исследователями исторических документов и первоисточников.

 Компьютер становиться инструментом для работы с информацией. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью процесса обучения и самообразования.

Виртуальные экскурсии

Посетить многие музеи, выставки, электронные библиотеки мира можно не выходя из-за компьютера. Чтобы организовать занятие с посещением виртуального музея, необходимо составить маршрут или сформулировать запрос поиска информации для учащихся. Важным является организация работы с полученной информацией. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и т.п.

Проектная деятельность

Современный учащийся должен не только использовать существующие информационные ресурсы, но и научится создавать собственные информационные ресурсы. Учащиеся должны научится самостоятельно представлять, структурировать и выражать свои знания. С этой целью на занятиях ведется работа над междисциплинарными проектами с использованием ИТ и Интернет – технологий. Процесс разработки и создания образовательных материалов заставляет учащихся более глубоко изучить предмет и повысить мотивацию к обучению.

Проект компьютерного занятия, который учащиеся должны подготовить сами, позволяет закрепить и углубить знания, повысить уровень овладения умениями и навыками: главным из которых будет способность привлечь и организовать подробную информацию (исследовательский метод работы), а также способность критически осмыслить информацию (аналитический метод работы), отработать речевые навыки. При подготовке учащиеся используют ресурсы Интернет, Медиатеки. При подготовке компьютерной презентации учащимся необходимо структурировать материал, построить логическую схему, следовательно, реализуется аналитический метод работы с источниками информации.

Итоговой работой является создание занятия-презентации (в Power Point) и представление его. Работа должна быть ясно и четко представлена, к каждому слайду даются комментарии (речевые навыки). Педагог выступает в роли координатора в процессе подготовки проекта.

При подведении итогов учащиеся должны оценить работу друг друга.

Новые формы работы вызывают у детей огромный интерес.

Интегрированные уроки позволили репродуктивный метод преподавания изменить на конструктивный, а отношения между педагогом и учеником на партнерские.

Вопрос интеграции Интернет-технологий в образование в настоящее время достаточно актуален. Это связано в основном с тем, что при использовании Интернета как нельзя лучше реализуются многие цели и задачи обучения и воспитания.

Огромна роль Интернета в сельских школах и небольших населенных пунктах, где всегда затруднительно поддерживать необходимый уровень образования. Если в больших городах у учащихся есть возможность общения с носителями языка, просмотра фильмов, участия в международных проектах, то в мелких населенных пунктах одной из самых серьезных проблем обучения является проблема мотивации, так как о «живом» общении не может быть и речи. Насколько легко эта проблема может быть решена с помощью Интернет понятно каждому: это и переписка по электронной почте с школьниками других стран, создание и проведение совместных телекоммуникационных проектов, участия в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публикации творческих работ детей на образовательных и художественных сайтах и получения отзывов на них из всех стран мира. При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность в учебных предметах. Все учащиеся, не зависимо от возраста и уровня обученности, принимают участие в любых видах связанной с использованием Интернет деятельности с истинным азартом, при этом интерес не угасает в течение нескольких лет. Исчезают языковые и культурные барьеры, улучшается успеваемость, школьники становятся уверены в своих силах.

Таким образом, можно сделать следующий вывод:

У обучаемых появляется большой интерес к изучению предмета вследствие следующих моментов:

  • «вывод на успех» на каждом занятии повышает самооценку учащихся;
  • интересные и разнообразные формы работы с компьютером повышают мотивацию;
  • организация ситуаций общения на занятии формирует легкость в общении и реализует ведущую возрастную мотивацию — общение;
  • большие возможности наглядного материала способствуют лучшему его усвоению.

У преподавателя появляется стимул в работе вызванный:

  • профессиональным ростом при освоении новых подходов;
  • удовлетворением от работы, где результат виден после каждого занятия.
Категория: Мои статьи | Добавил: тат (30.01.2015)
Просмотров: 1396 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
avatar