Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии керамики.

Здоровьесберегающие технологии на занятиях в студии керамики.

МОУ ДОД Центр культуры «Китеж»

 Преподаватель студии керамики:

 Патанина Т.В.

      В отличие от других образовательных систем, например дошкольных учреждений или школ, дополнительное образование является сферой свободного самоопределения личности ребенка.   Своеобразием обучения в учреждениях дополнительного образования является то, что все теоретические знания, включенные в образовательный процесс, апробируются в творческой практике, преобразуются в познавательный, коммуникативный, социальный опыт самореализации в различных сферах деятельности. Система дополнительного образования является наиболее мягкой, щадящей и комфортной системой для обучения и развития детей, способной благоприятно влиять на физическое, психическое и социальное здоровье детей.

      Однако перед педагогами дополнительного образования стоит задача не только на своих занятиях максимально заботиться о сохранении здоровья детей, но и прилагать немалые усилия для коррекции, исправления искажений, привнесенных семьей и школой. Некомпетентное семейное воспитание, большие нагрузки в школе, ослабленное здоровье большей части приходящих на занятия детей – все это необходимо учитывать при организации учебного процесса в творческих объединениях учреждений дополнительного образования. И для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе.

Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на формирование у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

В расширенном смысле под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся.

В.А. Сухомлинский утверждал:

 «…забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Задача любого педагога состоит в следующем: создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребёнка и его способности к «конструированию» собственного здоровья.

В нашем центре педагоги используют разнообразные Здоровьесберегающие образовательные  технологии:

  • Технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве.
  • Игровая технология - Применение игровых технологий в комплексе с другими методами и приемами организации занятий, даёт возможность укрепить мотивацию, поддерживать интерес, увлечённость процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей.
  • Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.
  • Сказкотерапии - Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несёт в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства.
  • Музыкотерапия - является интереснейшим и перспективным направлением, она может успокоить, но может привести в крайне возбуждённое состояние, Звучание музыки на уроке даёт ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Мне как преподавателю студии керамики хочется рассказать о доступной, но при этом довольно эффективную с точки зрения здоровьесбережения методике – это лепке из глины. 

Глина – это один из самых распространённых природных материалов и более всего освоена человеком еще с глубокой древности, когда люди жили в согласии с природой. Из глины может лепить каждый. Любой человек может скатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить все это, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум.  Ее мягкая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости, творчества.

     В качестве материала для творческой работы глина имеет сразу несколько преимуществ. Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а это значит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые в виде рисунка неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительного восприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий, а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, как пыль. В-третьих, глина, мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками, ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будет подчиняться.

Лепка из глины развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.

       Лепки из глины  дает возможность получать не только  тактильные, но и кинестетические ощущения. Она сближает людей с их чувствами. Способность глины вызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит для людей мостиком между ощущениями и чувствами.  Благодаря лепке ребёнок  может научиться управлять собой. Детям, которым сложно контролировать свои эмоции, которые рассержены, или  с агрессивны при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению, своей агрессии.

Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение «Я» в процессе использования глины. Так как очень трудно сделать ошибку при работе с ней. Точно также дети, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущения контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Для ребёнка переживания успеха, победы, конечно, связаны с переживанием избавления от опасности, преодоления преграды, т.е. с динамикой преобразования отрицательного впечатления в положительное.

 Так же на занятиях используется коллективная лепка. Это хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок может получать удовольствие от использования глины как от самостоятельной деятельности, но коллективная лепка может также приобщить к подлинной социальной активности. В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они часто взаимодействуют между собой на новом уровне, делятся друг с другом соображениями, мыслями, чувствами, ощущениями. Это общее продуктивное действие, в котором осуществляется ряд функций, жизненно важных для формирования положительного эмоционального опыта ребенка, а именно информационная, контактная, координационная, перцептивная и развивающая. Помимо создания уникальных творческих работ, любой творческий коллектив в данном контексте подвергается общему эмоциональному переживанию – это и есть необходимая основа отношений между людьми. В процессе выполнения творческих заданий решается важнейшая задача воспитания и реабилитации – вхождение ребенка в социальную жизнь с положительным зарядом.

        С  одной стороны лепка из глины способствует снятию страхов, тревожности и неуверенности перед возможными ошибками, созданию ситуации успешности и, обеспечивает налаживание эмоционального взаимодействия с другими людьми и это соответственно, является основой возникновения эмоционального контроля человека над своим поведением, мотивации ребенка.  С другой стороны,– это приобщение ребёнка к нашей русской народной культуре.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

         Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но  прикладному творчеству здесь отведена особая, главная роль.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.  

            На занятиях идёт ознакомление детей с народной игрушкой  Дымковской , Коргопольской , Филимоновской, с народной росписью, показывая ее красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в ней. При лепке и раскрашивании народной игрушки не следует ограничивать фантазию ребенка, который даёт волю своему остроумию и наблюдательности, украшая её, то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. По опыту многих поколений, можно сказать, что знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия – от лепки до росписи.

 Через чувства, эмоции, самореализация личности ребёнка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребёнка – его духовного здоровья.

Пробудить заложенное в ребёнке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя свои занятия. Потому что главная цель каждого педагога – это психологическое, нравственное и духовное здоровье детей.

Категория: Мои статьи | Добавил: тат (30.01.2015)
Просмотров: 1690 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
avatar