Работа с одарёнными детьми.

Работа с одаренными детьми.

 

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.

«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется ярким, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

В психологии личности к основным проблемам изучения способностей относятся: проблема соотношения задатков и способностей; установление места способностей в структуре индивидуальности, выявление их роли в развитии характера; фундаментальная проблема общих и специальных способностей; психофизиологические и психологические аспекты проблемы индивидуальных различий и способностей; проблемы психологии творчества: закономерности этого процесса, его психологические механизмы, условия и возможности развития творческого потенциала личности, проблема одаренности, проблема диагностики способностей.

Способности – отдельные психические свойства, обуславливающие возможности ребенка в той или иной деятельности.

Одаренность – совместное действие способностей, представляющих определенную структуру. Позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. 

Одаренность понимается как:

общие способности или общие моменты способностей; обуславливающие широту возможностей человека;

 уровень своеобразие его деятельности;

 умственный потенциал, или интеллект;

целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

совокупность задатков, природных данных;

 характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

талантливость;

 наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности;

 наконец, Божественный дар.

Приведенная характеристика одаренности указывает не только многозначность термина, но многозначность и многоаспектность проблемы целостного подхода к сфере способностей. По мнению ученых и специалистов, одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения: психофизиологического, дифференциально- и социально-психологического.

Каких детей надо называть одаренными? Традиционно детей, значительно опережающих своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующих выдающиеся специальные способности, например, технические, музыкальные, художественные, математические и др., называют одаренными.

Для определения одаренности и направленности ребенка к какой-то области деятельности предлагается следующий тест, которых можно использовать при работе с педагогами, родителями и самими детьми. Автором тестов отмечается, что тест наиболее применим к детям четырех, пяти – семи лет, но практика показала, что можно его применять и для других возрастных категорий.

Тест на выявление одаренности у детей

На предлагаемые вопросы необходимо ответить «да» или «нет».

1.     Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2.     Меняет ли он свои наклонности?

3.     Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4.     Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5.     Любит ли фантастические истории?

6.     Сочиняет ли рассказы, стихи?

7.     Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

8.     Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9.     Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10.                Боится ли темноты?

11.                Изобрел ли когда-нибудь свое слово?

12.                Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13.                Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14.                Был ли удачен этот замысел?

15.                Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16.                Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17.                Предпочитает ли в выборе одежды собственный вкус вашему?

18.                Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

19.                Ищет ли объяснение тому, чего не понимает?

20.                Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21.                Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22.                Изображает ли собственные игры ил развлечения?

23.                Помнит ли и рассказывает свои сны и пережитые впечатления?

За каждый ответ «да» поставьте 1 балл, ответ «нет» - 0 баллов. Сложите все баллы.

Результаты.

От 20 до 23 баллов – ребенок очень сообразительный, способен иметь свою точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом.

От 15 до 19 баллов – ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив, сообразителен лишь когда чем-то заинтересован.

От 9 до 14 баллов – большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где не обязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью много не хватает.

От 4 до 8 баллов – ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 баллов – ребенку не хватает изобразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель, даже в сложных профессиях.

 

Взрослым надо помнить, что самая яркая характеристика любого одаренного ребенка – стремление к познанию. Познавательная потребность дается от природы, хотя ее тоже надо развивать, что все дети гениальны и являются одаренными по своей сути и природе. Проблема состоит в том, как учителям, психологам, педагогам, воспитателям, всем тем, кому приходится работать и общаться с детьми, суметь разглядеть своевременно одаренность, не похожую на стандарт, в каждом ребенке? Как создать такие психолого-педагогические условия, чтобы каждый ребенок, включенный в длительный образовательный процесс в школе (11 лет) и обществе (вся жизнь), не чувствовал себя ненормальным, ущемленным, недостойным, обделенным вниманием, непонятым и непринятым и при этом мог быть таким, какой он есть?

Творческая трудовая деятельность – основное условие для развития способностей. А отличительной чертой образовательной области «Технология» является ее практическая направленность, что позволяет соединить теорию с практикой, соотносить возможности учащихся, их умения и навыки в определенных областях деятельности. Дети приходят с разной подготовкой. Одни быстро схватывают материал, приобретают практические умения и начинают работать на уровне предъявляемых требований; другим это дается значительно труднее. К своим ученикам я стремлюсь подходить индивидуально. Самое главное, чтобы им было интересно заниматься. Чтобы заинтересовать детей лепкой из глины, подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Так, например, познакомив их с правилами и приёмами работы на гончарном круге, в качестве практической работы предлагаю выполнить изделие на нём . Демонстрирую подобные изделия, выполненные их предшественниками в прошлые годы, и поручаю составить свои дизайн изделия. Большинство ребят успешно справляются с этим заданием, делая оригинальные горшки, вазочки, подсвечники. При этом они практически знакомятся со свойствами глины, механизмом гончарного круга, получают представление о гончарном искусстве.

На занятиях педагог ставит перед собой конкретные учебные и воспитательные задачи. Например, учащимся дано задание не только изготовит то или иное изделие, но и умело его украсить, придать поделке эстетический вид, придумать название. В процессе работы учащиеся проявляют творчество и эстетический вкус. Коллективно ищут лучший вариант, советуются друг с другом, анализируют трудовой процесс. При этом они начинают понимать, что трудиться – значит обдумывать тот или иной способ действий, операций, их последовательность, проявлять смекалку и умение.

При выполнении практических заданий желательно не навязывать детям готового решения, а предложить найти другой способ выполнения поставленной задачи. А если кому-нибудь удастся найти новое решение, не такое, которое описано в инструкционной карте, нужно обязательно похвалить этого ученика. Похвала будет стимулировать дальнейшее творческое развитие ребенка.

Бывает так, что в результате овладения знаниями и умениями у ребенка появляется желание в получении дополнительной информации, желание выполнить своими руками более сложные изделия, чем предусмотрено программой. На этот уровень способны подняться, конечно, не все учащиеся, а лишь те, которые имели личностные предпосылки. Внимательный педагог заметит и поддержит ученика, поощряя это его стремление. Начнет с ним работать по индивидуальному плану. Причем, жизнерадостные дети проявляют большую любознательность, инициативность, более догадливы, много фантазируют. Такими их делает уверенность в том, что их любят.

Дети нетерпеливы. Глядя на образцы изделий, которые демонстрирует педагог, учащимся хочется побыстрее сделать такие же вещи. Нужно объяснить, что сначала они должны достичь определенного уровня знаний, умений и навыков, а потом можно будет воплотить в жизнь свои творческие замыслы, выполнить действительно красивые с эстетической точки зрения изделия.

Творчески работающие люди редко повторяются. В любую работу они вносят что-то свое, свойственное только им. Автоматизация и механизация производства избавляют человека от тяжелого ручного труда, чрезмерных физических нагрузок, тем самым расширяя возможности для применения его творческих способностей. Общество всегда нуждалось в высококвалифицированных специалистах. И какого бы высокого уровня развития не достигла техника, все равно потребность в «золотых руках» не отпадает.

О мастерах говорили всегда уважительно и с особой теплотой. «Он на все руки мастер», «Золотой человек, золотые руки», «К чему рук не приложит, все кипит».

Об их необыкновенных возможностях создавались всяческие легенды, порой просто баснословные. Им приписывались сверхчеловеческие качества.

Высокий профессионализм в сочетании с деловитостью всегда высоко ценились в людях. Эти качества являются основными для достижения успеха.

 

 

 

 

 

 

Памятка для родителей по развитию одаренности у ребенка

1.     Не пытайтесь переносить на ребенка собственный набор увлечений, интересов и пристрастий.

2.     Не давайте ребенку готового ответа, дайте ему возможность дойти до сути самому.

3.     Поддерживайте желание ребенка что-то созидать, осуществлять определенные действия, интерес к новизне.

4.     Чаще гладьте ребенка по головке, прикасайтесь, прижимайте его к 
себе – важнейший фактор формирования у него отзывчивости и становления его духовной одаренности.

5.     Чрезмерная забота делает ребенка нервным и застенчивым, а доброжелательная обстановка поможет ему быстрее адаптироваться к обществу.

6.     Помните, что причины раздражительности ребенка – в его окружении и воспитании. Важно выявлять причины его расстройства, устранять, а не подавлять.

7.     Нельзя обсуждать недостатки ребенка в присутствии других детей или посторонних людей.

8.     Когда ребенок увлеченно играет один, постарайтесь не беспокоить его, чтобы не разрушить мир, который он создал в своем воображении.

9.     Предоставьте возможность детям играть в песке.

10.                Не превращайте свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.

11.                Для формирования самостоятельности и активности детей важно давать им задания по нарастающей трудности.

12.                Развивайте у ребенка самостоятельность, самодисциплину, навыки самоуправления.

13.                Порицать за успех нежелательно, надо разбирать этот неуспех, анализировать вместе с ребенком.

14.                Обеспечьте насыщенную и интересную жизнь и ежедневное общение с другими детьми.

15.                Преодоление препятствий дает ребенку ощущение радости, снимает страх перед неизвестным, закаляет волю.

 

Мысленно представьте ситуацию. Проговорите вслух сначала негативный отклик, а затем позитивный отклик. Прислушайтесь к себе и к тому, что с вами происходит, понаблюдайте за собой как бы со стороны. Сравните свои ощущения и охарактеризуйте свое состояние.

Ситуация 1.

Ребенок направляется к вам в самый неподходящий момент: вы чем-то очень заняты.

Негативный отклик: Ребенок приближается к вам, а вы с возмущением думаете: «Ну вот, опять проблемы. Опять с ним что-то случилось». Вы принимаете оборонительную позу: поднимаете плечи и поджимаете губы.

Позитивный отклик: Вы мягко кладете руку на сердце и думаете о любви, в которой нуждается ваш ребенок и которую вы ему можете дать. Взгляните на него мягко, с любовью. Расслабьтесь сами и дайте ему понять, что вы его любите и всегда ему рады помочь.

 

Ситуация 2.

Дети постоянно задают вопросы, и вам все время приходится отвечать на них. Кроме того, вы должны без конца повторять им правила поведения, что можно и чего нельзя.

Негативный отклик: Резкий отторгающий и раздраженный тон вашего ответа дает ребенку понять: «Ты раздражаешь меня! Иди куда-нибудь подальше отсюда» или «Тебя здесь не ждали». Слыша такие слова постоянно, ребенок решит, что его не любят.

Позитивный отклик: Ваш голов – это инструмент для обучения вашего ребенка, поэтому обращайте внимание на его тон и тембр. Когда вы раздражены или сердитесь, сделайте два глубоких вдоха, наберите побольше воздуха, а затем говорите как можно более мягко, медленно и отчетливо.

Категория: Мои статьи | Добавил: тат (30.01.2015)
Просмотров: 777 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar