Патриотическое воспитание в работе туристко-краеведческой студии Светлояр

Патриотическое воспитание в работе туристско-краеведческой студии «Светлояр»

«Краеведение - дело благородное,

рожденное глубоким искренним чувством.

Это история Отечества, но не в далеких отблесках зарниц,

а по-домашнему родная, потому что гордость и зримые утраты

живут в ней рядышком, возле твоего дома или на соседней улице

и есть в ней свои предания и легенды».  С.Л. Агафонов

    У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера  устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам.

 Неоспорима мысль о том, что «малая родина», отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Воскресенской земле. Сегодня все больше регионов  России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей «малой родине», отчему краю.

 

В 1997 году в селе Владимирское был создан Центр культуры «Китеж». Цель работы которого -  обеспечение условий для становления и развития духовно-нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России посредством реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности ребенка, общества, государства.

ЦК«Китеж» реализует программы дополнительного образования детей по следующим направленностям: научно-техническая - студия робототехники; художественная -студии флористики, художественной вышивки, керамики; социально-педагогическая: семейный клуб, совет старшеклассников, подростковый клуб; туристско-краеведческая направленность - туристско-краеведческая студия. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным интегрированным программам. Одной из таких программ является авторская образовательная программа дополнительного образования детей «Волшебный калейдоскоп». Программа является авторской, имеет художественную направленность. Новизна программы состоит в том, что она является  комплексной, так как соединяет три различных вида декоративно-прикладного творчества: керамику, флористику и художественную вышивку, показывает возможности интеграции  и взаимосвязи этих видов творчества, а так же с помощью различных видов деятельности происходит знакомство детей с родным краем, приобщение к родной культуре и традициям.

Целью создания программы являлось, создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное нравственное, эстетическое, патриотическое развитие школьников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.

С целью возрождения и сохранения культурных традиций, духовно-нравственных ценностей  родного края через изучение истории, сбора и оформление материала  о культуре и природе родного края, организации культурно – просветительской, информационной деятельности - в 2000 году в центре была открыта туристско-краеведческая студия. 

Основными направления деятельности студии являются пересекаются с комплексом задач по патриотическому воспитанию:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- расширение представлений о селах и деревнях Воскресенского района;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в труде, в быту ‑ так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

    С первого и по третий год обучения дети изучают историю своего края. Посещая библиотеку, краеведческий музей, работая с литературой, обучающиеся приобретают знания по истории своего села, изучают его традиции и культуру, жизнь замечательных людей и их вклад в процветание села, учатся работать с архивными материалами и периодической печатью.

    Дети разрабатывают и проводят опросы населения о событиях, происходивших на территории края в тот или иной знаменательный исторический период. Ведь совместные встречи с представителями старшего поколения, старожилами села, позволяет более точно узнать историю своей местности.

     Исходя из полученных знаний, определяются маршруты исследовательских походов.  Одним из мест для исследования является  деревня Шадрино, самыми интересными страницами истории которой связаны с именем богатого лесопромышленника Зеленова.  Родом он был из Нестиар, а в Шадрине у него бал второй дом - это усадьба, включающая в  себя большое количество построек.  Рядом с домом  находиться старинная  роща и сад, теперь уже одичавший.  Затем в этом здании была школа, которую тоже закрыли.   Так же с детьми осуществляется поход в заброшенные деревни  Выселок, Орловка, Александровка. История этих деревень так же  очень интересна. Например история деревни Выселок связана с  историческим периодом России, когда происходила коллективизация страны.

     Изучение истории края не может проходить без изучения легенд и сказаний  связанных с ним. Так и на занятиях в туристко-краеведческой студии дети изучают свой край в легендах и сказаниях.  А самым известным местом овеянным легендами в нашем селе является озеро Светлояр. В рамках работы с литературными источниками дети знакомятся с записями рассказов местных жителей, легенд и  сказаний, связанных с озером Светлояр, собранных во время экспедиции корреспондентов газеты  Комсомольской правды  в 1979г. и опубликованных в книге «Град Китеж». Дети совершают туристический маршрут «У стен сокровенного  града Китежа» разработанный  природным парком «Воскресенское Поветлужье».  Также ребятами разрабатываются свои экскурсии но уже интерактивные, например  «Загадки земли Китежской», с помощью которой можно узнать о истории и легендах таких достопримечательностях как Богородичный камень, могилы трёх старцев, ключик Кибелёк и др.

    Вообще берега озера издавна привлекали людей различных конффесий. И с православной точки зрения у него тоже очень богатая история. В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры, которую, учащиеся туристко-краеведческой студии, познают на встречах с настоятелем Владимирской церкви Отцом Владимиром. Он рассказывает о истории церкви в честь иконы Божией Матери «Владимирская»,  Церкви в честь Святителя и Чудотворца Николая которая находиться при въезде в село Владимирское и  часовни в честь Казанской иконы Божией Матери на озере Светлояр.  Также на занятиях в студии мы не упускаем из  внимания и православные традиции,  связанные с озером. Это и история праздника Владимирской, и правила православного обхода озера Светлояр,  и значения молельных крестов. 

    Знакомство с народной культурой, неотъемлемой частью патриотического воспитания у детей, происходит через ознакомление с традиционными народными ремёслами, которые составляют неотъемлемую часть культуры любого народа. Изучение истории развития ремесел на территории района и  их связи с природными ресурсами края происходило на примерах Шадринской фабрики культтоваров, где из местной древесины изготавливали игровые кубики, кисточки, рамки для картин. Гончарного ремесла в деревне Лобачи, в ближайших окрестностях которого находятся глиняные ямы, и  кирпичного завода в с. Владимирское.  Помощь в получении информации по данному вопросу помогают получить родственники обучающихся, а точнее их бабушки и дедушки которые работали на этих предприятиях.

   На практике обучающиеся знакомятся с довольно распространенными в конце ХIХ начале ХХ века в нашей местности  видами ремесла и встречаются с местными рукодельницами. На встрече с мастерицами   Зайцева Софья Николаевна и Патанина Валентина Николаевна дети знакомятся с искусством обработки ткани в технике «машинной строчки». На примерах скатерти, занавесок, подзоров, выполненных в данной технике, ребята узнают о том, как раньше украшали интерьер, какой рисунок был актуален.

    На встрече с  Павловой Ниной Александровной  обучающиеся получают информацию о переданном ей от бабушки  искусстве изготовления рогожки из лыка. Дети знакомятся с устройством и работой станочка по изготовлению рогожки и плетению веревки. Ниной Александровной  в дар детскому центру была передана  прялка с устройством и работой, которой она также познакомила детей.

На встречах с местными жителями дети узнали о таком виде творчества как ткачество половиков на ткацком станке. Действующего станка в селе наличии не было, но было три сломанных. И Быкова  Клавдия Павловна, мастерица по этому виду рукоделия, помогла нам собрать из этих трёх станков один действующий, который находиться в нашем Центре. Также она научила нас работать на нём. И дети в туристко-краеведческой студии осваивают этот вид творчества.

Каждый ребёнок с ранних лет постигает искусство общения с природой, с окружающей средой, учится народной мудрости – как правильно жить, общаясь с природой. В туристко-краеведческой студии дети уделяют внимание и  изучению природы родного края. С целью расширения экологического представления для обучающихся проводятся беседы об уникальных памятниках природы нашего края, просмотр видеоматериалов об общих экологических проблемах. Проводятся экскурсии и походы по экологическим тропам, к водоёмам, с целью изучения их водоохраной зоны, наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводится очистка территории от мусора, организованы исследовательские работы, направленные на изучение природных объектов находящихся на территории села Владимирское.

       Полученные в течение года знания дети отражают в своих творческих и исследовательских  работах, которые выставляются в выставочных залах центра, участвуют в районных, областных и межрегиональных конкурсах и включены в каталоги  детских творческих работ.

Одной из таких работ, которая участвует в областном конкурсе «Экологическая мозаика», является проект –исследовательская работа «Изучение особенностей памятника природы озера Светлояр».

       Каждое образовательное учреждение выстраивает свой учебно-воспитательный процесс так, чтобы из стен мог выйти человек не только с образованием, но и такими прекрасными качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь, духовность. От эффективности системы воспитания зависит состояние общественного сознания и общественной жизни. Одну из функции воспитания в современных условиях выполняют учреждения дополнительного образования детей, поскольку социальная среда этих учреждений способствует воспитанию личности и, как нигде, воспитательный и образовательный  процесс в учреждениях дополнительного образования двуедин.

Разностороннее изучение родного края является составной частью воспитательного процесса по формированию патриотизма, сохранению культурно-исторического наследия и традиции, что особенно важно для подрастающего поколения в современных условиях.

Категория: Мои статьи | Добавил: тат (30.01.2015)
Просмотров: 774 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar