Метод фокальных объектов.

Одним из методов творческого мышления является метод фокальных объектов. Учащимся следует объяснить алгоритм использования данного метода:

- поиск произвольных объектов;

- анализ произвольных объектов;

- сочетание свойств и характеристик с объектом конструирования или использования свойств и характеристик произвольных объектов в объекте конструирования.

Объяснение метода лучше проводить в интерактивной форме, вместе с учениками. Учащимся предоставляется право выбора объекта конструирования: подсвечник, подставка для ручки, гольник тому подобное. Голосованием поднятием рук определяется объект проектирования.

Например, ученики определились, что они будут конструировать подсвечник.

Учитель записывает на доске сверху посередине слово «Подсвечник». Этот предмет есть в центре внимания, в фокусе (поэтому название «фокальный»). Ученики дублируют записи учителя в тетради.

Следующее действие - выбор произвольных объектов. Лучше выбрать 2 произвольных объекты, это уменьшит время конструирования. Ученикам объясняют, что произвольные объекты должны быть материальными (слова мысль, речь, мечта и т. п. не подходят), то есть их можно увидеть, дотронуться до них. Лучше выбирать ту модель - аналог, которую можно увидеть, обычно, на столе, парте, в окне и тому подобное.

Итак, 2 учащиеся выбрали следующие объекты: линейка и карандаш шестигранной формы.

Учитель записывает их под словом «Подсвечник», «Линейка» - слева сверху, «Карандаш» - справа сверху. Следующим шагом является определение свойств и характеристик произвольных объектов.

Учащиеся по желанию высказывают свои соображения. Например, для аналога «Линейка» могут быть такие: деревянная, плоская, с делениями, широкая, тонкая. Для объекта «Карандаш»: шестигранный, длинный, со стержнем, с конусным заострением, из двух половинок.

Учитель фиксирует высказывания на доске. В результате должна получиться схема. Следующим шагом учителя и учащихся является сочетание полученных свойств и характеристик с фокальным объектом, анализ полученных результатов.

Свечной

Линейка

Деревянная

Плоская

3 делениями

Широкая

Тонкая

Карандаш

Шестигранный

Две половинки

Долгое

Со стержнем

Коническое заострение

Учитель фиксирует первое сочетание: подсвечник + деревянная = деревянный подсвечник. Далее дает возможность высказаться ученикам (при желании) по поводу этого сочетания. Выслушав рассуждения учащихся, учитель делает вывод: подсвечник может изготавливаться из различных материалов, но в нашем случае во время изучения обработки древесины основным конструкционным материалом должна быть древесина. Не исключено сочетание с другими материалами, что ученики уже умеют обрабатывать (фанера, тонкий листовой металл, проволока). Поэтому первое сочетание следует использовать.

Второе сочетание: подсвечник + плоская = подсвечник на плоской основе или с плоскими деталями. В конструкции можно использовать планки.

1. Подсвечник + с делениями = декорирования подсвечника черточками.

2. Подсвечник + широкая = подсвечник с широким основанием или с широкими деталями.

3. Подсвечник + тонкая = конструкция подсвечника с тонкими деталями. Тонкие детали имеют малую прочность, поэтому их стоит выполнить из стали.

4. Подсвечник + шестигранный = основной форме деталей светильника является шестигранная форма.

5. Подсвечник + две половинки = подсвечник из двух половинок. Предложенная конструкция может состоять из двух половинок или симметрично расположенных деталей.

Остальные сочетаний учитель предлагает учащимся выполнить и проанализировать дома.

После анализа отбирают одно или несколько сочетаний, по нашему мнению, самыми оригинальными являются второе и пятое.

Категория: Мои статьи | Добавил: тат (10.12.2017)
Просмотров: 640 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar